ПОСЛАНИЕ
Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова
Парламенту Чеченской Республики и народу Чеченской Республики
о социально-экономическом развитии Чеченской Республики
и задачах органов государственной власти Чеченской Республики
на 2019 год



Дорогие сограждане!
Уважаемые депутаты Парламента Чеченской Республики!


Чеченская Республика сегодня – это регион со стабильной социально-политической обстановкой и динамично развивающейся экономикой. Устойчивость, стабильность и постоянное позитивное развитие во всех сферах жизни в республике стали возможны благодаря нашему ежедневному труду на пути мира, созидания и благополучия, который определил для своего народа первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала г1азот кьобал дойла цуьна).
В настоящем Послании коротко изложу основные достижения нашей республики за последние годы. Наряду с этим озвучу основные цели и задачи социально-экономического развития Чеченской Республики на 2019 год и среднесрочную перспективу с учетом «майских» указов Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 2012 года, а также нового «майского» указа Президента, изданного в текущем году.
Безусловно, приоритетом в ближайшем будущем для нас должны стать благополучие людей и достаток в наших семьях. Для этого необходимо создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места, дать людям хорошую работу.
Мы – руководство республики, представители всех ветвей власти – должны создать нашим гражданам все условия для рационального, эффективного и безопасного, во всех смыслах этого слова, труда и отдыха, для обеспечения достойной жизни. Это и станет мощным стимулом для морального, психологического, физического и, в конечном итоге, экономического оздоровления нации. И мы прилагаем для этого все усилия.

Уважаемые коллеги!
В 2017 году, несмотря на санкции и сложившуюся кризисную ситуацию в стране, республике удалось сохранить положительную динамику основных социально-экономических показателей.
По итогам прошлого года объем валового регионального продукта оценивается на уровне 178,7 млрд. рублей, или 107,1 % к уровню 2016 года. По темпам роста этого основного экономического показателя развития региона Чеченская Республика по отчетным данным за 2016 год занимает 5 место по Российской Федерации и 1 место – по СКФО, а по темпам роста объема ВРП на душу населения – 16 место по РФ и 2 – по СКФО.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами за 2017 год оценивается в 71,3 млрд. рублей, что на 15,8 % выше уровня 2016 года.
В условиях снижения объемов добычи нефти идет стабильный рост промышленного производства, который, по оценке, в 2017 году вырос на 8,9 % и составил 31,6 млрд. рублей, при этом объем выпуска продукции обрабатывающих производств вырос на 11,9 % и составил 10,2 млрд. рублей. Данные производственные показатели обеспечили предприятия, созданные в рамках программных мероприятий и инвестиционных проектов.
В прошедшем году, по предварительным данным, произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 24,9 млрд. рублей, рост производства к уровню 2016 года составил 16,8 %, индекс производства сельхозпродукции – 112,3 %.
Особенно хороших показателей достигли аграрии республики в производстве зерновых культур. В 2017 году получен рекордный урожай зерна – 424,1 тыс. тонн (на 38,4% больше, чем в 2016 году), при средней урожайности 26,0 ц/га против 24,3 ц/га в 2016 году.
Достигнуты высокие результаты и в животноводстве в части увеличения поголовья скота и наращивания объемов производства основных видов продукции. Введены в эксплуатацию 3 молочных комплекса на 1 400 голов. Кроме того, завершается строительство еще одного молочного комплекса на 1 200 голов в поселке городского типа Ойсхара Гудермесского муниципального района, ввод в эксплуатацию которого позволит дополнительно производить до 10,7 тыс. тонн молока в год.
Всего в рамках государственной программы Чеченской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Чеченской Республике на 2014-2020 годы» в 2017 году профинансировано 15 инвестиционных проектов, что позволило привлечь в отрасль 19,809 млрд. рублей, в том числе 17,281 млрд. рублей – внебюджетные инвестиции. При этом создано 1 234 новых рабочих места. В рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» осуществляется реализация еще четырех инвестиционных проектов в сфере АПК республики.
О задачах дальнейшего развития сельского хозяйства Чеченской Республики и АПК в целом будет сказано дополнительно.
Уважаемые коллеги!
Возвращаясь к достижениям в других отраслях экономики республики, необходимо отметить следующее.
За 2017 год подрядными организациями, по предварительным данным, выполнено строительных работ на сумму 32,2 млрд. рублей, прирост показателя к уровню 2016 года составил 18,5 %.
В республике высокими темпами ведется жилищное строительство. Начиная с 2014 года, ежегодно вводится более 1 миллиона квадратных метров жилья.
Помимо развития производственного сектора, продолжается реализация проектов, направленных на качественное улучшение инфраструктуры. Всего в 2017 году в республике построено и реконструировано 25,7 км и отремонтировано 175,3 км автомобильных дорог. Протяженность мостов, построенных в 2017 году, составила 79,2 погонных метров.

Уважаемые коллеги!
В настоящее время в республике расширяется сеть предприятий потребительского рынка, которая насчитывает более 9 тысяч стационарных предприятий; действуют 8 розничных рынков и крупные торговые центры.
Уровень обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами на 10 тыс. человек населения повысился до 9,03 единиц (в 2016 году данный показатель составлял 5 единиц), что позволило создать дополнительно порядка 200 рабочих мест. Растет обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей республики, которая в 2017 году составила 380 кв. м, что на 20 кв. м больше, чем в 2016 году.
В конце 2017 года оборот розничной торговли в Чеченской Республике составил 158,4 млрд. рублей; оборот в сфере общественного питания достиг почти 11,8 млрд. рублей, что на 7,1 % выше уровня 2016 года. Следует отметить, что по темпам роста оборота розничной торговли республика занимает среди субъектов СКФО и РФ – 3 и 16 места соответственно.
Сфера платных услуг населению в Чеченской Республике охватывает все большее число жителей. Уже в 2017 году оказано услуг в объеме более 52,7 млрд. рублей. При этом в сельской местности наблюдается проблема в сфере оказания услуг, особенно в горных районах. Население, испытывающее острую потребность в услугах, например, по ремонту автомобилей и бытовой техники, вынуждено ехать в районные центры и столицу. Необходимо, чтобы местные органы управления создавали на местах условия для развития сферы услуг населению.
В Чеченской Республике реализуются мероприятия по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг. Органами исполнительной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления проведена работа по формированию перечней оказываемых услуг, сокращению количества требуемых для оказания услуг документов, сокращению сроков и количества административных процедур, а также утверждению стандартов оказания государственных и муниципальных услуг. Создана разветвленная сеть многофункциональных центров, предоставляющих 130 видов государственных и муниципальных услуг. Благодаря МФЦ, гражданам не нужно ходить по различным инстанциям, чтобы оформить необходимые документы. По итогам работы МФЦ в 2017 году населению республики оказано 994 756 услуг. Многофункциональные центры стали привычными и для предпринимателей. Для них в многофункциональных центрах работают специализированные окна. Также функционирует портал государственных и муниципальных услуг Чеченской Республики, на котором обеспечена возможность подачи в электронном виде документов на получение услуг.
Считаю необходимым и дальше развивать механизмы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, увеличить количество и улучшить качество услуг, оказываемых в многофункциональных центрах, а также обеспечить предоставление органами власти практически всех услуг в электронном виде.

Уважаемые коллеги!
В результате реализации программных мероприятий в социальной сфере за прошедшие годы удалось добиться снижения смертности как общей, так и младенческой; сократить долю обучающихся в третью смену; увеличить долю доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; обеспечить рост числа безработных граждан, направленных на профессиональное обучение и трудоустроенных при посредничестве службы занятости населения.
Уровень регистрируемой безработицы на конец 2017 года снизился на 0,2 % и составил 9,0 %. Всего численность зарегистрированных безработных составила 56,2 тыс. человек, что на 1,2 тыс. человек меньше уровня 2016 года.
Уважаемые коллеги!
Прошедший год, можно сказать, был годом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства как ключевого драйвера развития республики.
В 2017 году Правительством Чеченской Республики и при вашей, уважаемые депутаты, непосредственной поддержке была начата работа по выявлению предпринимательских инициатив в каждом районе республики, разработана и реализуется программа «Социально-экономическое развитие горных территорий (Веденского, Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Шатойского, Шаройского муниципальных районов) Чеченской Республики (на 2017-2020 и последующие годы)». По итогам 2017 года в экономику горных районов инвестировано 660,58 млн. рублей, реализовано 36 проектов, создано 178 рабочих мест. Первые результаты реализации программы вселяют оптимизм и уверенность в правильности проводимой работы, что позволяет распространить данный опыт на другие районы в рамках решения задач по устойчивому развитию территорий.
Уважаемые коллеги!
Одним из значимых достижений 2017 года является сохранение роста объема инвестиций в основной капитал. За 2017 год объем инвестиций в основной капитал составил 65,4 млрд. рублей, или 105,3 % к значению аналогичного показателя за 2016 год. Из них внебюджетные инвестиции – 54,9 млрд. рублей, или 83,9% от общего объема инвестиций. При этом рост внебюджетных инвестиций составил по сравнению с 2016 годом 8,7 %.
В 2017 году в Чеченской Республике за счет внебюджетных инвестиций завершена реализация 222 инвестиционных проектов общей стоимостью 12,9 млрд. рублей, создано 2 684 рабочих места, из них юридическими лицами реализовано 52 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций 11,8 млрд. рублей, создано 1 854 рабочих места.
Начиная с 2014 года в Чеченской Республике успешно реализуются государственные программы, направленные на социально-экономическое развитие республики. Наша республика участвует в государственных программах Российской Федерации, и за период с 2014 года по настоящее время заключено 218 соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета. Благодаря слаженной работе, из федерального бюджета привлечены средства в объеме 41,5 млрд. рублей.
Уважаемые коллеги!
Как отмечалось выше, показатель объема инвестиций в основной капитал, в том числе и внебюджетных инвестиций, в Чеченской Республике из года в год наращивается.
В последние годы мы реализуем все более крупные, знаковые инвестиционные проекты, охватывающие все ключевые отрасли экономики и социальной сферы.
Как вы знаете, 2018 год объявлен Годом инвестиций, и он должен стать базой для дальнейшего рывка в сфере инвестиционного развития. Мы должны упрощать нормативное правовое регулирование в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности, создавать необходимые условия для прихода в республику крупных инвесторов, для консолидации свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов в реализацию производственных проектов с высокой добавленной стоимостью.
В текущем году был введен в эксплуатацию индустриальный парк «Грозненский». Необходимо развивать практику создания различных видов инвестиционных площадок, строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры для поддержки потенциальных инвесторов (резидентов), активно взаимодействуя с федеральными органами исполнительной власти.
По мере развития высокотехнологичных производств, мы должны оказывать содействие в экспорте их продукции.
Все органы власти должны включиться в данную работу. Министерства и ведомства, администрации муниципальных районов и мэрии городских округов прямо и косвенно должны содействовать развитию предпринимательской деятельности. Также содействие в данной работе должны оказать функционирующие в республике банковские организации. Поручения, данные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в рамках «майского» указа, касающиеся значительного повышения уровня жизни граждан России, невозможно решить лишь в рамках бюджетного финансирования.
Уважаемые коллеги!
Достижение задач по социально-экономическому развитию республики в условиях дефицита бюджета и недостаточности финансовых ресурсов требует выстраивания чёткой системы приоритетов и повышения эффективности государственных расходов.
При работе над очередным трёхлетним бюджетом необходимо обеспечить преемственность бюджетной политики, сохранить все долгосрочные программы и основные мероприятия в их составе и при этом обеспечить его социальную ориентированность. В числе безусловных приоритетов при формировании бюджета на очередную трехлетку по-прежнему должны быть «майские» (2012 года) указы Президента Российской Федерации и задачи, поставленные Указом от 7 мая 2018 года № 204, в том числе реализация национальных проектов (программ), а также приоритетные проекты развития Чеченской Республики. При этом расходы бюджета, безусловно, должны быть ориентированы на достижение конечных социально-экономических результатов.
При планировании расходов бюджета необходимо обеспечить действенный контроль за непревышением установленных норм и нормативов. В первую очередь, это касается расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Для этого необходимо активно использовать имеющийся инструментарий бюджетного планирования, прежде всего, обоснования бюджетных ассигнований.
В целях стимулирования муниципальных образований республики к проведению ответственной бюджетной политики необходимо обеспечить поэтапный переход к общим принципам финансовых взаимоотношений при формировании межбюджетных отношений с муниципальными образованиями республики. Делать это необходимо с одновременным расширением прав муниципальных образований по распоряжению финансовыми ресурсами и одновременно усилением ответственности органов местного самоуправления за конечные результаты от их использования.
При проведении налоговой политики важнейшей задачей для всех нас является увеличение налогового потенциала республики, поиск дополнительных источников пополнения доходной части бюджета. Нам нужны взвешенные и сбалансированные решения, которые, с одной стороны, обеспечат пополнение бюджетов, и, с другой стороны, не будут препятствовать инвестиционной и предпринимательской деятельности, а напротив, будут стимулировать её.
Одновременно с этим следует добиться повышения эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики. В фокусе нашего внимания должны быть вопросы мобилизации имущественных налогов. Правительству, муниципальным образованиям и городским округам Чеченской Республики необходимо:
объединить усилия по завершению полной инвентаризации всех объектов недвижимого имущества, земельных участков;
обеспечить включение в налоговый оборот объектов, не облагаемых в настоящее время налогами;
предусмотреть в ходе исполнения бюджета механизмы, обеспечивающие исполнение обязательств по уплате налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися исполнителями по государственным контрактам на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Для начала такой контроль необходимо обеспечить в отношении крупных контрактов на проведение строительных работ, с постепенным снижением планки стоимости контрактов и расширением охвата сфер деятельности и контролируемых контрагентов.
Также необходимо провести оценку эффективности действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам. По результатам такой оценки необходимо принять решения о сохранении установленных ранее льгот и преференций либо отмене их, с установлением иных, более эффективных форм государственной поддержки.
В целях обеспечения устойчивости бюджета республики необходимо также держать на особом контроле вопросы эффективного управления государственным долгом и минимизации расходов на его обслуживание.

Уважаемые коллеги!
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство – являются одной из ведущих сфер экономики Чеченской Республики, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Как отмечалось выше, в сфере сельского хозяйства Чеченской Республики отмечаются хорошие производственные результаты. Позитивные изменения наметились и в других отраслях АПК республики.
В дальнейшем ключевыми задачами по развитию АПК республики считаю:
повышение уровня использования аграрного потенциала региона;
полное освоение региональных систем земледелия и животноводства;
сохранение и улучшение плодородия земельных ресурсов и воспроизводства природной среды аграрного сектора в целом;
развитие переработки сельскохозяйственного сырья и на этой основе – повышение уровня удовлетворения потребности населения в продовольствии и качественных продуктах питания;
развитие научно-технического, технологического и кадрового потенциала отрасли.
В рамках реализации указанных задач поручаю Министерству сельского хозяйства Чеченской Республики:
способствовать привлечению частного капитала для развития отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
обеспечить воспроизводство плодородия и сохранение почв и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды;
организовать научное, инновационное и информационное обеспечение развития отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, пропаганду научно-технических достижений;
оказывать содействие в освоении передовых технологий и методов хозяйствования, в техническом перевооружении предприятий, привлечении высококвалифицированных трудовых ресурсов;
разработать предложения по росту производительности труда в отраслях АПК.
Уважаемые коллеги!
В области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в республике реализован комплекс мероприятий, в результате которых решены задачи по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их возможных последствий, повышению уровня безопасности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В дальнейшем необходимо совершенствовать систему управления и оповещения в чрезвычайных ситуациях, порядок взаимодействия всех органов управления, информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях, информирования населения об обстановке в районах чрезвычайных ситуаций и о ходе проведения аварийно-спасательных работ по радио и телевидению.

Уважаемые коллеги!
Вопросы регулирования земельных отношений, охраны и использования земель, эффективного управления государственным имуществом имеют важное значение как с точки зрения улучшения текущих социально-экономических показателей, так и для достижения задач стратегического развития региона.
В 2017 году в бюджет Чеченской Республики от использования госимущества поступило более 300,0 млн. рублей (в 2016 году – 195,4 млн. рублей).
Осуществляется приватизация государственного имущества Чеченской Республики. Проведена техническая инвентаризация недвижимого имущества, в установленном порядке зарегистрировано право собственности Чеченской Республики на 200 объектов из 241 объекта, включенного в прогнозный план (программу) приватизации, из них произведена оценка рыночной стоимости и направлено на торги 133 объекта. Заключено 475 договоров аренды земельных участков, что позволит пополнять ежегодно бюджет Чеченской Республики более чем на 10,0 млн. рублей. Обеспечена государственная регистрация права собственности Чеченской Республики на 565 земельных участков и 1 228 объектов недвижимого имущества. Проведены проверки 712 земельных участков, испрашиваемых в аренду или на продление договоров аренды. В 2017 году в казну республики включены 576 участков.
Вместе с тем, считаю необходимым активизировать работу Правительства по следующим направлениям:
контроль за целевым и эффективным использованием государственного имущества Чеченской Республики;
достижение прогнозных показателей поступлений средств от использования государственного имущества в бюджет Чеченской Республики;
завершение подготовки к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Чеченской Республике, осуществляемой до 1 января года определения кадастровой стоимости;
проведение на территории Чеченской Республики мероприятий по уточнению месторасположения, выявлению используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием, либо неиспользуемых земельных участков.

Уважаемые коллеги!
Транспортный комплекс, являясь крупнейшей составной частью инфраструктуры, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие республики и обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.
Сегодня транспортный комплекс Чеченской Республики включает в себя пассажирские предприятия, предприятие промышленного железнодорожного транспорта, аэропорт, автовокзалы и автостанции.
В 2017 году открыты новые межрегиональные регулярные пассажирские автотранспортные маршруты в Крым «Грозный – Симферополь» и «Грозный – Севастополь», новый маршрут «Грозный – Москва – Грозный», завершено строительство нового здания автовокзала «Западный» и автостанции «Южная».
Растет доля частных перевозок пассажиров. Однако для полного удовлетворения потребностей населения республики в пассажирских перевозках необходимо обновлять парк общественного транспорта.
За прошлый 2017 год из аэропорта Грозный «Северный» начали выполняться регулярные рейсы по двум новым маршрутам международного направления: «Грозный – Стамбул», «Грозный – Мюнхен».
Считаю исключительно важным расширение географии полетов, открытие новых международных авиасообщений. Это позволит не только привлечь туристов из других стран, но и даст дополнительный толчок для укрепления межрегиональных и международных экономических связей.
За последние годы достигнуты значительные результаты в развитии электросвязи в республике путем внедрения технологий связи последнего поколения. Так, ведется активное строительство сетей связи 4G, показатель которой от общего объема рынка мобильной связи по сравнению с 2016 годом вырос на 26 %, а совокупный показатель покрытия системами и сетями связи населенных пунктов республики вырос на 4 % и составляет уже 98 %. Общее количество абонентов сети «Интернет» выросло на 18 %.
Также необходимо активно развивать почтовую связь путем внедрения Единой системы почтовых переводов и открытия новых отделений почтовой связи не только в городах, но и в муниципальных районах республики.

Уважаемые коллеги!
В направлении создания благоприятного климата для развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике проделана весомая работа: открыты многофункциональные центры оказания услуг; функционируют бизнес-центры, технопарки, индустриальный парк, микрофинансовые фонды и гарантийный фонд; Правительством Чеченской Республики с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» заключено Соглашение о взаимодействии, в рамках которого предприниматели нашей республики могут участвовать в программе льготного кредитования с конечной ставкой 9,6 и 10,6%; создан бесплатный бизнес-навигатор МСП, работающий по принципу «одного окна»; инициаторам и владельцам бизнеса оказывается информационная, консультационная, методическая, имущественная и финансовая поддержка.
В целях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Чеченской Республики утвержден План мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Чеченской Республике целевой модели по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
Эти меры должны быть расширены. Процедуры ведения бизнеса должны быть упрощены максимально.

Уважаемые коллеги!
Приоритеты национальной политики в значительной мере зависят от меняющейся общественной ситуации. Динамика развития межнациональных и межконфессиональных отношений в республике стабильно положительная. На территории Чеченской Республики проблемы межнационального или межконфессионального характера, вопросы, касающиеся нарушения среды обитания малых народов или их традиционного образа жизни, за последние годы не возникали, чему способствовала эффективная система взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. Однако исключить подобные явления нельзя, так как сложная политическая ситуация, сложившаяся в мире, усиление националистических и экстремистских явлений требует постоянного внимания к вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Необходима активная профилактическая работа, направленная на противодействие идеологии ваххабизма и экстремизма.
На протяжении последних лет значительно возросло количество проведенных крупных форумов, научно-практических конференций, направленных на дальнейшее развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. С каждым годом растет и число представителей разных национальностей, проживающих на территории Чеченской Республики, задействованных в этих мероприятиях.
В 45 субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность представители Главы Чеченской Республики.
Действуют 39 Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Чеченской Республики с субъектами Российской Федерации.
Чеченская Республика осуществляет международное сотрудничество с государствами Евразийского экономического союза, Шанхайской организацией сотрудничества, БРИКС, СНГ и другими межгосударственными организациями.
Считаю, что потенциал межрегионального и международного сотрудничества используется не в полной мере. В условиях ухудшения отношений с западными странами, усиления санкционного давления на Российскую Федерацию нам необходимо обеспечить тесное взаимодействие на официальном уровне с руководством стран, партнёрство с которыми имеет стратегическое значение для развития республики, деловыми кругами и бизнес-структурами как внутри страны, так и зарубежных стран в целях привлечения инвестиций и продвижения товаров.

Уважаемые коллеги!
Успешно развивается строительный комплекс Чеченской Республики, который за последние 10 лет фактически стал локомотивом развития региона. Этому способствовали реализация федеральных целевых программ, а также крупных инвестиционных проектов.
Увеличение темпов и объёмов строительно-монтажных работ тесно связано с производством строительных материалов и развитием инфраструктуры рынка строительной продукции как важнейшей части эффективно функционирующей строительной отрасли, для чего в республике имеется огромный потенциал: неисчерпаемые запасы по многим видам сырья для производства строительных материалов; функционирует ряд предприятий стройиндустрии; в активной стадии реализации находится масштабный инвестиционный проект по созданию инновационного строительного технопарка «Казбек».

Уважаемые коллеги!
Одной из приоритетных задач развития региона является развитие архитектуры и градостроительства, и в этом направлении уже проделана огромная работа.
В целях повышения эффективности управления развитием республики, улучшения инвестиционной привлекательности необходимо совершенствовать систему территориального планирования Чеченской Республики, внедрять информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые позволят систематизировать свод документированных сведений о развитии территорий региона, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Как отмечалось выше, за последние годы в республике наметилась тенденция стабильного роста вводимого жилья.
В рамках решения задач, поставленных «майскими» 2012 года указами Президента Российской Федерации, в опережение графика полностью ликвидирован аварийный жилищный фонд Чеченской Республики, признанный таковым до 1 января 2012 года. В новые дома переселены 3 857 человек из 121 аварийного дома общей площадью жилых помещений 50,5 тыс. кв. м.
Необходимо отметить, что по итогам 2017 года Чеченская Республика вошла в десятку регионов России по реализации «майских» 2012 года указов Президента Российской Федерации в сфере ЖКХ и занимает шестую позицию в списке субъектов Российской Федерации, достигших плановых показателей, определенных этими указами (19 показателей из 37).
Важнейшей задачей на предстоящий период считаю создание условий для модернизации жилищно-коммунального хозяйства, сохранив при этом доступный уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Одним из путей решения этой задачи является создание благоприятных условий для привлечения в отрасль внебюджетных инвестиций. В Чеченской Республике уже ведется работа по передаче в концессию через публичные конкурсы неэффективных муниципальных предприятий, работающих в сфере ЖКХ. На сегодняшний день 69 объектов коммунальной инфраструктуры уже переданы частным инвесторам на правах концессии. Данную работу необходимо продолжить.

Уважаемые коллеги!
Как всем известно, в Чеченской Республике активно ведется работа по улучшению дорожной сети и сооружению мостов. За последние 10 лет в республике построено и реконструировано около 600 км дорог регионального значения и 52 моста общей протяженностью 3005,28 погонных метров, кроме этого, была проведена колоссальная работа по ремонту дорог. Такими работами было охвачено более 1000 км дорог. В результате проделанной работы доля дорог, несоответствующих нормативным требованиям, снизилась с 80 % до 56,5 %. С каждым годом наращиваются объемы работ по содержанию дорог. Огромный труд вложен в восстановление производственной базы отрасли.
В дорожной отрасли республики значительный объем работ предстоит еще выполнить в ближайшем будущем: в целях обеспечения транспортного сообщения с всесезонным туристско-рекреационным курортом «Ведучи» необходима реконструкция автодороги «Грозный – Шатой – Итум-Кали» со строительством и реконструкцией четырех мостов.
Особое внимание будет уделяться выполнению поручения Президента и Правительства Российской Федерации:
по удвоению объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального и местного значения за 2013-2022 годы по сравнению с предыдущим десятилетием (2003-2012 годы). В 2018 году в рамках исполнения данного поручения планируется ввести 88,5 км дорог;
по реализации мероприятий, направленных на увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, соответствующих транспортно-эксплуатационному состоянию.
В перспективе планируется продолжить работы по улучшению состояния дорожной сети, а также планируется строительство объездов населенных пунктов г. Шали, г. Урус-Мартан, с. Курчалой, с. Ачхой-Мартан, с. Шатой, с. Итум-Кали, г. Аргун.
По мере финансовой возможности, планируется строительство развязок на автодорогах межрегионального значения.
Большой объем работы предстоит выполнить и в горных районах республики.
Особое внимание будет уделено выполнению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, обустройству дорог элементами безопасности.
Перед дорожниками стоят большие и ответственные задачи. Уверен, что эти задачи, как и в предыдущие годы, будут успешно выполняться.

Уважаемые коллеги!
За последние годы в результате реализации Правительством комплекса мер, направленных на создание новых рабочих мест за счет реализации госпрограмм и крупных инвестиционных проектов, нам удалось, как я уже упоминал, добиться кардинального сокращения уровня зарегистрированной безработицы с 66 % в 2007 году до 9,0 % – в 2017 году.
В республике особое внимание уделяется сфере социальных услуг и оказанию адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан.
В сфере социального обслуживания населения функционируют 18 комплексных центров социального обслуживания населения, 2 стационарных учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов, а также 16 организаций социального обслуживания семьи и детей.
Особое внимание уделяется обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2017 году обеспечено жильем 72 человека из этой категории, на 2018 год определены денежные средства на обеспечение 80 человек.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются денежные выплаты, адресованные родителям, семьям с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки. Также дети обеспечиваются государственными пособиями.
В 2017 году направлено в лагеря отдыха и оздоровления Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики и Краснодарского края более 24,0 тыс. детей, в том числе 19 250 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными задачами на предстоящий период должно стать обеспечение полного охвата социальным обслуживанием граждан, признанных нуждающимися, а также улучшение качества предоставляемых социальных услуг.
Уважаемые коллеги!
В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что «в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан». «Важнейший базовый показатель благополучия граждан и страны – это, конечно, продолжительность жизни».
В прошедшем году в республике продолжалась работа по укреплению материально-технической базы системы здравоохранения, при этом особое внимание уделялось развитию медицины на селе. Результатом реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности и доступности медицинской помощи, стало снижение смертности населения – общая смертность населения доведена до 4,6 случаев на 1000 человек, для сравнения, в 2012 году этот показатель составлял 5,5 случаев, а среднероссийский показатель составил в 2017 году – 12,4. Младенческая смертность составила 8,8 случаев на 1000 родившихся живыми, что в два с лишним раза ниже, чем в 2012 году.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Чеченской Республике в 2017 году составил 74,84 лет, по стране в целом данный показатель в 2017 году составил 72,7 года. В текущем году данный показатель планируется довести до 75,0 лет, в 2019 году – до 75,2 лет, а к 2025 году – до 78 лет.
Приоритетными задачами отрасли здравоохранения на предстоящие годы считаю:
развитие профилактического направления здравоохранения;
реализация государственной кадровой политики по привлечению квалифицированных медицинских кадров в систему здравоохранения республики, в том числе развитие здравоохранения в сельской местности;
развитие и укрепление материально-технической базы медицинских организаций;
повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи населению республики;
развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях республики;
развитие геоинформационной системы и внедрение приоритетного проекта «Электронное здравоохранение».

Уважаемые коллеги!
Основой становления подрастающего поколения Чеченской Республики является образование. Работа в этой отрасли в отчетном году была направлена как на укрепление материально-технической базы, так и на улучшение качества образовательных услуг.
Основные задачи, которые стояли перед системой образования Чеченской Республики за прошедший период:
реализация мероприятий, направленных на ликвидацию третьей смены обучения в общеобразовательных организациях;
повышение качества образования и результатов государственной итоговой аттестации;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования;
доведение уровня заработной платы педагогических работников до уровня, установленного «майскими» указами Президента Российской Федерации;
подготовка квалифицированных рабочих кадров по наиболее востребованным в республике профессиям и специальностям на базе профессиональных образовательных организаций;
вступление Чеченской Республики в движение «Ворлдскиллс Россия» и активное участие учащихся системы профессионального образования республики во всех чемпионатах регионального и федерального уровней.
Мероприятия, направленные на решение обозначенных задач, реализуются в рамках региональных и федеральных целевых программ.
Дальнейшая реализация региональной политики в области образования предусматривает достижение целей и решение задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», и реализацию мероприятий, направленных на создание современных условий обучения и воспитания в образовательных организациях, достижение к 2020 году значения показателя по охвату детей программами дополнительного образования, создание условий для обучения детей-инвалидов, в том числе создание в республике специализированных образовательных организаций для детей с задержкой в развитии и детей с интеллектуальными нарушениями, повышение кадрового потенциала.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность системы образования Чеченской Республики и вывести ее на новый, более качественный уровень.

Уважаемые коллеги!
Вопросам развития национальной культуры мы уделяем пристальное внимание. Именно культуре отводится роль гармонизации общественных отношений, так как адекватным ответом вызовам и угрозам нашего времени должна стать сбалансированная государственная культурная политика. Данный фундаментальный подход положен в основу проводимых преобразований в сфере культуры Чеченской Республики. На данный момент в республике функционирует 590 учреждений культуры (театры, детские школы искусств, музей, профессиональные образовательные учреждения и т.д.). Имеющийся потенциал позволяет республике активно участвовать во всех направлениях культурной политики Российской Федерации в рамках реализации региональных и федеральных целевых программ, различных внепрограммных мероприятий.
Сегодня необходимо принять все меры для сохранения уже достигнутых результатов.
Особое внимание нужно уделить работе по выявлению и поддержке одаренных детей, качественному улучшению услуг дополнительного образования в сфере культуры и искусства, завершению реализации поручения Президента Российской Федерации по переводу муниципальных детских школ искусств на региональный уровень.

Уважаемые коллеги!
Важное значение имеет работа по сохранению и популяризации исторического и культурного наследия народов Чеченской Республики. Нам нужна прочная духовная, историческая основа, а для этого мы должны беречь свои национальные истоки. Как говорил первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала г1азот кьобал дойла цуьна): «Народ, не помнящий прошлого, не имеет будущего».
Для выявления и сохранения историко-культурного наследия в Чеченской Республике проводится большая работа. На территории республики на учете и в государственной охране состоит 675 объектов культурного наследия, в том числе 26 федерального и 649 регионального значения. При муниципальных учреждениях культуры созданы и эффективно действуют музейные краеведческие уголки; регулярно проводятся международные, межрегиональные и республиканские творческие форумы, а также другие мероприятия.
Считаю, что культурное наследие чеченского народа может и должно стать основой для развития культурного туризма, что будет способствовать включению исторического наследия в экономический и социальный оборот, обеспечивая возврат инвестиций в работы по реставрации памятников, создавая новые рабочие места.

Уважаемые коллеги!
Физическая культура и спорт становятся не только все более заметным, но и политическим фактором в современном мире.
В рамках осуществления единой государственной политики в сфере развития физической культуры, массового спорта и образования в нашей республике принимаются и реализуются соответствующие целевые программы. Особого внимания заслуживает деятельность Регионального общественного фонда имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова в сфере развития спортивной инфраструктуры. Спортивные объекты, построенные Фондом, соответствуют всем мировым стандартам, и здесь проводятся спортивные мероприятия всероссийского и международного уровня.
Приоритетно для республики успешное выступление наших спортсменов на крупных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.
Вследствие достигнутых на региональном, всероссийском и международном уровне высоких спортивных результатов в средствах массовой информации активизирована работа по пропаганде здорового образа жизни.
В рамках реализации единой государственной политики в сфере физической культуры и массового спорта важно продолжить работу по созданию необходимой спортивной инфраструктуры.

Уважаемые коллеги!
Одной из приоритетных задач развития региона является развитие и модернизация базовых отраслей экономики.
В сфере промышленности Чеченской Республики за последние годы достигнуты существенные позитивные сдвиги, о чем свидетельствует положительная динамика объема промышленного производства.
Вместе с тем в промышленности республики имеется ряд проблемных вопросов, в том числе: низкий уровень загрузки производственных мощностей предприятий; необходимость модернизации действующих производств; потребность в новых технологиях; необозначенность постоянных рынков сбыта продукции; дефицит промышленно-производственного персонала и др.
Необходимо безотлагательно изучить все возможные пути развития отраслей промышленности Чеченской Республики и совместно с федеральными структурами разработать соответствующие программные мероприятия и проекты развития.
До сих пор остается сложной ситуация в топливно-энергетическом комплексе республики по причине высокой изношенности распределительных сетей ресурсоснабжающих организаций, хотя есть и определённые достижения в данной отрасли.
В краткосрочной перспективе планируется ввести в эксплуатацию Грозненскую ТЭС на 360 МВт, что обеспечит покрытие растущих нагрузок Чеченской Республики, повысит надёжность электроснабжения потребителей республики и создаст условия для оптимизации режимно-балансовой ситуации в энергосистеме региона.
В газовой отрасли необходимо провести работу по приведению опасных производственных объектов газотранспортной системы Чеченской Республики в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее их безопасную, безаварийную эксплуатацию и стабильную поставку газа потребителям республики, а также наладить работу по внедрению автоматических систем учета газа, разработке и установке приборов учета газа с дистанционным съемом показаний, что позволит снизить потери газа и увеличить объем платежей потребителей.

Уважаемые коллеги!
Для развития туризма и рекреации наша республика обладает огромным потенциалом.
За последние годы сфера туризма Чеченской Республики значительно преобразилась: создан туристско-рекреационный кластер «Кезеной-Ам»; реализуется проект строительства всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Ведучи»; на стадии завершения находится спортивно-оздоровительный туристический комплекс «Грозненское море»; в с. Сержень-Юрт Шалинского района открыты два детских круглогодичных оздоровительных лагеря «Светлячок» и «Горный ключ»; запущен детский оздоровительный лагерь «Горный Беной» в Ножай-Юртовском районе; построена спортивно-туристическая база «Нихаллой» в Шатойском районе; создан гостиничный комплекс «Беркат»; за счет привлечения зарубежных инвестиций построен современный пятизвездочный отель «Локал».
Динамика туристического рынка региона свидетельствует о тенденциях роста числа туристов, посещающих Чеченскую Республику. В 2017 году республика приняла 123 000 туристов и экскурсантов, прирост к уровню 2016 года составил 46,4%.
В целях создания благоприятного туристского имиджа Чеченской Республики как региона, характеризующегося высокими детерминантами конкурентных преимуществ на международном и внутреннем рынке туристских услуг, необходимо использовать инструменты имиджевой политики, в том числе: разработка новых турпродуктов, способствующих развитию въездного и внутреннего туризма; создание необходимой информационной среды для продвижения туристических продуктов Чеченской Республики.

Уважаемые коллеги!
Одними из приоритетных для нас являются задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации экологического вреда, образовавшегося в результате прошлой хозяйственной деятельности на территории Чеченской Республики.
В результате негативного воздействия на окружающую среду в период 1994-2001 годов лесным и земельным ресурсам республики, водным объектам, включая водоохранные зоны и прибрежно-защитные полосы, был нанесен значительный ущерб, который предварительно оценивается в 1,5 млрд. рублей.
Площадь лесных земель, требующая санитарно-оздоровительных мероприятий, составляет 2 757 га. Общая площадь участков леса, требующая восстановления санитарного и лесопатологического состояния, а также профилактики опасности возникновения лесных пожаров составляет 120,0 тыс. га. Также необходимо провести мероприятия по разминированию на площади 7,3 тыс. га и лесовосстановлению – 15,0 тыс. га.
Чеченская Республика относится к числу достаточно обеспеченных водными ресурсами регионов России, и водохозяйственный комплекс в целом обеспечивает текущие водоресурсные потребности республики. Однако развитие социальной инфраструктуры, рост промышленного производства уже в ближайшем будущем потребует увеличения объема забора водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.
Основными задачами по направлению деятельности в области водных отношений является улучшение экологического состояния водных объектов, повышение уровня защищенности вод от негативного воздействия со стороны объектов экономики и населения.
Коммунальные отходы и нефтеотходы от хозяйственной деятельности прошлых лет являются основными источниками загрязнения почв Чеченской Республики. В республике еще на этапе восстановительных работ, в ходе масштабных санитарных месячников и субботников, места стихийного скопления коммунальных, бытовых, строительных и иных отходов были максимально ликвидированы, локализованы и относительно систематизированы. По итогам 2017 года на территории Чеченской Республики ликвидировано 1647 локальных стихийных свалок.
В настоящее время утверждена Территориальная схема обращения с отходами, выбран региональный оператор по обращению с отходами, с началом деятельности которого внедрение системы раздельного сбора мусора на территории Чеченской Республики примет более расширенный формат.
Особого внимания заслуживает работа, проведенная в рамках участия Чеченской Республики в приоритетном проекте «Чистая страна», что позволило ликвидировать 9 объектов накопленного экологического вреда на территории республики. В перспективе необходимо продолжить эту работу.
Одним из важных направлений природоохранной деятельности является сохранение биологического разнообразия на территории нашего региона, включающее мероприятия по реинтродукции редких видов животных и растений, уменьшению количества исчезающих представителей флоры и фауны, занесённых в Красную Книгу Чеченской Республики.
Актуальными остаются также мероприятия по рассмотрению возможности увеличения площадей особо охраняемых природных территорий регионального характера и организации на них туристических маршрутов.
Несмотря на допустимый уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории нашей республики, необходимо проводить и совершенствовать весь комплекс мероприятий по дальнейшему снижению данного показателя в регионе, особенно в условиях увеличения на дорогах количества автотранспорта.
Следует отметить необходимость более широкой организации общественного контроля за всеми видами государственного мониторинга окружающей среды, экологического воспитания населения и подрастающего поколения, привлечения к участию в экологических мероприятиях волонтерских движений.

Уважаемые коллеги!
В настоящее время молодёжная политика в регионе, главным образом, направлена на создание условий и возможностей для эффективной самореализации молодёжи региона, развития её потенциала в интересах республики и государства.
Для достижения данных целей в республике ведется многоаспектная работа, наиболее важными направлениями которой являются патриотическое, духовно-нравственное и культурное воспитание подрастающего поколения, профилактика экстремизма и терроризма, выявление и поддержка талантливой молодежи, пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании в молодежной среде, профилактика дорожно-транспортных происшествий, социальная адаптация детей и подростков, духовные ценности семьи и охрана окружающей среды. Вовлечение молодежи в социальную практику обеспечивается в значительной мере через ее участие в работе молодежных общественных организаций, участие во всероссийских форумах, в реализации программы «Ты – предприниматель» и т.д.
В 2017 году по вышеуказанным направлениям проведено 1 104 мероприятия, в которых приняли участие 197 500 человек.
И впредь планируется уделять особое внимание вопросам молодежной политики в Чеченской Республике, продолжить работу по привлечению молодых граждан к участию в форумных кампаниях, стимулировать активность в сфере предпринимательства, а также расширять охват молодежи проводимыми мероприятиями.

Уважаемые коллеги!
Хочу завершить настоящее Послание словами благодарности нашим законодателям, которые в тесном сотрудничестве с органами государственной власти Чеченской Республики создали необходимую законодательную базу для установления на территории республики законности и порядка, устойчивого развития экологической безопасности и социальной стабильности.
Уверен, что и в дальнейшем, благодаря самоотверженной работе, целеустремленности и профессионализму депутатов Парламента Чеченской Республики, руководителей органов государственной власти всех уровней, мы имеем реальную возможность, опираясь на достигнутые результаты, выйти на лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по основным показателям социально-экономического развития, уровня и качества жизни населения.


Глава
Чеченской Республики Р.А. Кадыров