Прорыв

25 декабря 2014

Такое слово более всего подходит в оценке двух замечательных книг, выпущенных недавно ученым, историком по специальности...

Такое слово более всего подходит в оценке двух замечательных книг, выпущенных недавно ученым, историком по специальности, Председателем Парламента Чеченской Республики Дукувахой Баштаевичем Абдурахмановым под названиями «История моего народа» и «Хронология чеченской истории».

Откуда, когда, с чего же начинается этническая история нашего народа? Кто наши ближайшие родственники? С кем дружили и воевали в глубоком прошлом? Через что и какими усилиями пронесли до сегодняшнего дня свою этническую самобытность, не исчезая с исторической арены и не растворяясь среди могущественных империй и многочисленных завоевателей?

Эти вопросы интересны не только нам, чеченцам и нашим ближайшим братьям ингушам, но и мировой науке, ибо, судя по данным археологии, филологии, антропологии, фольклора, топонимии и других основных источников, наши народы оказались тесно связанными с создателями первых на земле Переднеазиатских и Закавказских цивилизаций доисторических времен.

Дукуваха Абдурахманов и Рамзан Кадыров.

Нам, представителям старшего поколения, большая часть активной жизни которых прошла под диктатом коммуно-чекистского тоталитаризма, хорошо знакомо, что такое цензура, иными словами, идеология шовинизма, прикрываемая интересами мирового пролетариата, интересами создания единого советского народа без этнических и классовых различий. Хвала Всевышнему, мы уже двадцать лет живем под новой Российской и десять лет под новой Чеченской Конституциями и совершенно свободно можем решать проблемы своего национального самосознания. Решать не под чьим-то диктатом, а исследуя и уважая, прежде всего, свою историю, культуру, религию, развивая литературу, художественное искусство, другие основные духовные ценности. Более того, именно эти ценности стали приоритетными не только для национальной интеллигенции, но и, главным образом, руководства республики, о чем мы и мечтать не смели. Яркое тому подтверждение – указанные работы, вышедшие из под пера не просто ученого и талантливого публициста, но и руководителя законодательного органа власти, Председателя Парламента ЧР!

Обе книги начинаются с древнейшей истории нашего этноса, уходящей в глубь хуррито-урартских цивилизаций, что происходит впервые на таком солидном уровне. Это – на самом деле прорыв, значение которого нашему народу еще предстоит осмысливать. Ведь необходимость объективного исследования существующего феномена очевидна хотя бы потому, что профанация этой проблемы всевозможными энтузиастами-самоучками (не историками по специальности) не прекращается. Абдурахмановым в это сложное время выбрана исключительно верная, перспективная позиция – исследование и обобщение очевидных фактов, без попыток принижать или отрицать роль предков других народов в создании и развитии человеческой цивилизации. Автор не отрицает, что на наследование истории и культуры великих хурритов Закавказья и Передней Азии вполне могут претендовать и другие родственные нам народы Северного Кавказа, входящие в нахско-дагестанскую языковую семью.

На карте распространения J2a ее явный пик приходится на район Чечни и Ингушетии. Без сомнения, правая большая область – это родина древних хурритов». (http://a.maximov.keyforum.ru)

На карте распространения J2a ее явный пик приходится на район Чечни и Ингушетии. Без сомнения, правая большая область – это родина древних хурритов». (http://a.maximov.keyforum.ru)

Хочется надеяться, что новые научно-публицистические произведения Дукувахи Абдурахманова станут в значительной мере поворотным моментом в научной жизни и духовной культуре нашего народа. Теперь уже идущим следом, как говорится, будет легче. Сказано без всякого пафоса и лести. Под этими словами, уверен, подпишутся тысячи историков и краеведов, знакомых с проблемой.

Теперь о сути изданий.

Во-первых, обе книги великолепно оформлены. Само оформление, мелованная бумага, толстые обложки, обилие цветных иллюстраций говорят о том, насколько автор серьезно отнесся к материалу, насколько важно, чтобы издания стали настольными книгами каждого, кто понимает великую силу воспитания историей. Ведь история – в самом первом ряду факторов, формирующих достойное самосознание любого народа. А у нас после всех многовековых тяжелых испытаний войнами и преследованиями есть право на объективную историю, право воспитывать своих потомков так, чтобы они не воспаляли свою память событиями двух последних веков. Наша обозримая история начинается три – пять тысяч лет назад, и это ясно обозначено в обеих книгах Дукувахи Абдурахманова.

Принципиальное отличие книги «Хронология чеченской истории» в том, что сама хронология начинается с доисторических времен, что не все уважаемые ученые осмеливались делать по различным идеологическим предрассудкам, хотя еще ровно сто лет назад исследователь Константин Туманов писал об этом весьма определенно и аргументировано.

Ни в одном из академических изданий до сих пор не было сказано с такой определенностью о Куро-аракской и Майкопской археологических культурах, к которым предки вайнахов имеют непосредственное отношение, как это сделано в трудах Абдурахманова. А ведь именно ареал этих культур доходил до легендарных Шумер, Митанни, Урарту, с населением которых ученые связывают и антропологический вид, и язык, а в последнее время и генетические характеристики современных нахских и некоторых других близкородственных народов Северного Кавказа.

Бой с лесным чудовищем Хумбаба (Хурритский эпос). Хьун – лес. Б1оба – чудовище. (чеч)).

 История, к сожалению, часто бывает слишком политизирована, а порой и откровенно искажается. К примеру, недавно вышла в свет книга перербуржца Германа Садулаева под названием «Прыжок волка. Очерки политической истории Чечни». В своем сочинении автор утверждает, что наиболее заметная история вайнахов прослеживается только в составе Хазарского каганата; что ни до, ни после Хазарии у чеченцев и ингушей вообще не было никакой истории. А в Закавказье и Переднюю Азию вообще не следует заглядывать. Подобные идеи проталкивают и другие авторы, но не столь цинично и откровенно провокационно, как Садулаев, именующий себя не иначе, как «Я чеченец».

 Этому хурритскому кинжалу, по меньшей мере, пять тысяч лет.

Идеологическая, мировоззренческая война никогда не утихает, даже если смолкают пушки. И ложные идеологии, как правило, провоцируют самые кровопролитные и беспощадные войны, в их числе и такие болезненные, как гражданские. Искажение истории, попытки принижать прошлое, вместе с ним и достоинство народов пробуждают недоверие, питают протестную энергию. Примечательно, что вопросами языка, культуры, истории народа, прежде всего, озабочены руководители нашей республики, чего раньше никогда не было и быть не могло по определению. Политика первых лиц республики Рамзана Кадырова и Дукувахи Абдурахманова направлена, прежде всего, на рост подобающего национального и гражданского самосознания, чтобы мы не противопоставляли себя другим народам, не выпячивали печальные страницы истории, могущие сеять в души подрастающего поколения зерна злобы и отчуждения. Именно в глубинах истории следует искать единство наших далеких предков, их общий вклад в развитие общечеловеческой цивилизации, а не замыкаться в рамках двух последних столетий, на подвигах наших легендарных Шейха Мансура, Байсангура или абрека Зелимхана. Они были и останутся в памяти народа народными заступниками и героями, мы от них и от тех времен не отрекаемся, но нельзя воспитывать свою молодежь на примерах вечной борьбы, нам есть чем еще гордиться в глубинах веков и тысячелетий. Необходимораздвинуть рамки национального самосознания, что и делает Дукуваха Абдурахманов в своих двух последних великолепных и чрезвычайно актуальных работах.

Цанары.

Абдурахманов недвусмысленно говорит о дзурдзуках, таргомосианах, цанарах как о прямых предках вайнахов, справедливо делая ссылки, в частности, на «Картлис Цховреба» - Житие Грузии Леония Мровели. Ведь в древних и средневековых грузинских летописях сказано о ведущей роли вайнахов в истории Кавказа как в доисторическую эпоху, так и в раннем средневековье. Кстати, именно бои дзурдзуков с нашествиями хазар вполне конкретно обозначены в указанном наиболее уважаемом письменном источнике.

Особая тема – цанары. О цанарах в трудах исследователей (http://www.fca.narod.ru) мы находим следующее повествование:

«Цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг ученых-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары.

Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств». Мы привели данную цитату для того, чтобы читателю было понятно, какую еще одну замечательную лепту в историю своего народа вносит Дукуваха Абдурахманов, посвящая цанарам целую главу в своей книге «История моего народа».

Рассказывая о событиях последнего времени, очевидцем и активным участником которых был сам Абдурахманов, автор никого не уничижает, не сводит счеты, не пытается никого очернять. Но вместе с тем характеристики роли и событий весьма убедительны. Критика нацелена только на то, чтобы предостеречь подрастающее поколение от повторения ошибок. Бережное и уважительное отношение к прошлому – проявление благородства и личного достоинства, а не слабость, не популизм.

В книге «История моего народа» Абдурахманов выступает не в качестве сухого хроникера, комментатора событий или судьи. Чувствуется озабоченность автора развитием должного уровня национального самосознания, культуры, религии, образования своего народа. Этим вопросам в книгах также уделено много внимания.

О новой книге, как правило, мало рассказывают, чтобы ее больше читали и оценивали сами читатели. Поэтому не буду дальше перечислять достоинства и некоторые не совсем убедительные, на мой взгляд, доводы. К примеру, мне не нравится, когда полководцу Тимуру приписывают качества кровожадного захватчика. Между прочим, Тимур никого не облагал данью. Тем самым его основная задача заключалась не в покорении слабых народов, а в распространении Ислама. Но этим, ставя Тимура в один ряд с Чингисханом, грешат практически все авторы. Надеюсь, что при переиздании работ эти и другие замечания автором будут учтены.

В целом же отмечу, что две последние работы Дукувахи Абдурахманова – на самом деле бесценный вклад в то, чтобы наш народ, наконец, прочно прирос к своим древним корням, чтобы больше никогда никаким имамам и

откровенным провокаторам не удалось впутывать наш народ ни в какие кровавые авантюры.

С-Х. Нунуев, к.и.н.,

член Союза писателей СССР, РФ.