Пути консолидации народов Северного Кавказа как важнейшего фактора преодоления религиозно-политических угроз

Российская Федерация, будучи крупнейшим многонациональным  (полиэтническим) государством мира, включает в себя 193 национальностей. Большинство ее народов формировались на протяжении веков и  внесли весомый вклад в развитие российской государственности и культуры.

Российская Федерация, будучи крупнейшим многонациональным  (полиэтническим) государством мира, включает в себя 193 национальностей. Большинство ее народов формировались на протяжении веков и  внесли весомый вклад в развитие российской государственности и культуры.

Российская Федерация, как общее наше Отечество, исторически сложилось, как многонациональное и поликонфессиональное государственное образование, для которого межэтнические отношения были всегда актуальны и развитие которых придавало новый импульс их совершенствованию. Порой национальный вопрос, межнациональные отношения в нашей стране актуализируются, придают определенную динамику в развитии, пересмотру бытия национально-территориальных образований, как составляющих структуру государственно-федеративного устройства страны.

На современном этапе, как нам представляется, важнейшей задачей научного анализа этнополитических процессов, протекающих в стране, является реализация проекта гражданской нации и обеспечение гражданского единства в условиях многообразия страны и этнокультурного развития общностей и регионов. Это важно  и потому, что в условиях новых глобальных вызовов и проблем обостряются противоречия между Россией и странами Запада, который своим санкциями и информационной войной пытается отказаться от своих внутренних и внешних экономических и политических интересов. На международной арене активизировался политически и религиозно ориентированный экстремизм. Геополитическая  напряженность обострилась борьбой за природные ресурсы, произошло небывалое расслоение мира по доходам, существенно увеличились масштабы нищеты населения.

В результате перед миром возникла беспрецедентная по сложности задача – сформировать новую модель развития цивилизации, способную противостоять надвигающемуся экономическому, социальному и экологическому кризису. Западные страны во главе с США, судя по всему, уже определились с подобной моделью для сохранения своей цивилизации и господства над большей частью планеты.

Неслучайно именно на Западе появляется геополитическая доктрина, именуемая «дугой нестабильности», описывающая особенности войны по линиям разлома. Ее автор С. Хантингтон заявляет: «Подобные войны могут происходить между государствами, между неправительственными группировками между государственными и неправительственными группами». Между тем, эти войны успешно реализовывается на основе искусственно придуманной идеи постоянной и повсеместной «борьбы с терроризмом». При этом те страны, которые пытаются проводить самостоятельную внешнюю политику и сохранять государственный суверенитет, регулярно обвиняются в поддержке терроризма и пособничестве ему. Под выдуманными предлогами они подвергаются прямой агрессии со стороны НАТО и его союзников.

Именно эти силы развязали войны в Афганистане, Ираке, Ливии, Палестине,  Южной Осетии и Украине. Таким образом, эти силы, желающие видеть здесь «оранжевую весну», «майдан», подбираются к России, Основными заказчиками такого передела мира являются транснациональные мировые корпорации, нуждающиеся в новых рынках, дешевой рабочей силе и природных ресурсах.  

Сильная и самостоятельная Россия со стабильными регионами выступает против такой геополитики, передала мира. Она постоянно призывает западные государства соблюдать международное право, проводить взаимовыгодную, конструктивную политику. Россия –  откровенный противник планов США, которые всеми способами нацелены на создание однополярного мира – мира, где действует только право сильного. Она осуждает право США решать по своему усмотрению, какие государства и народы имеют право на самостоятельное государственное развитие и строить жизнь не по их лекалам, а какие нет.

Преодоление Россией дезинтеграционных процессов, укрепление российской государственности, ее экономическое и военное развитие создают  предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов.

В контексте этих процессов и угроз для России необходимо по иному взглянуть на проблемы и пути консолидации этнокультурных систем, институтов гражданского общества на Северном Кавказе. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы юридические гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем нужно оказывать активное противодействие проявлениям религиозно-политического экстремизма, салафитско-ваххабитской идеологии, попыток ИГИЛ (ИГ) распространить свое влияние на Кавказ, привлечение молодежи в этой организацией проект. Их деятельность –ощутимая угроза, волнующая сотни миллионов людей в мире, в том числе и мусульман. Не оставляет это равнодушными и жителей Чеченской Республики, столкнувшиеся с проблемой религиозного экстремизма, рекрутирования молодежи в ряды ИГИЛ (ИГ). Определенная часть чеченской молодежи подвергается влиянию радикалистских установок  восточной и западной цивилизаций.

В целях противодействия этим процессам Чеченской Республике осуществляется органами власти, духовенством активная практическая деятельность. Разрабатываются концепции формирования межнационального согласия, преодоления религиозно экстремизма, осуществления социокультурной терапии, основанной на традиционных религиозных и культурных ценностях народов Северного Кавказа, в том числе и чеченского этноса.

Ученым, практикам необходимо осмысливать вызовы и риски, порождаемые глобализацией, продвижением американского образа жизни как единственно правильного. Сегодня, на мой взгляд, необходимости срочно формировать комплексную систему мер противодействия религиозному экстремизму, опирающуюся на вайнахскую культурно-цивилизационную систему ценностей.

Необходимо привлечь к данной работе все государственно-общественные структуры, в том числе экспертов и практиков, занимающихся решением данной проблемы.

Эффективное взаимодействие гражданского общества и власти по-прежнему остается одной из важных условий развития нашей страны. История России неоднократно показывала, что плата за неуспех – национальная катастрофа. Вопрос в том, как организовать это взаимодействие в новых условиях, в условиях постконфликтной реконструкции Чеченской Республики и западных экономических  санкций.

Необходимое условие успешной страны – развитие гражданского общества, создание благоприятной общественной среды и атмосферы доверия, а также содержательный диалог, между обществом и властью который позволит лучше понимать и решать насущные проблемы.

Создание условий, при которых различные слои и группы людей будут ощущать, что их достаточно специфичные, зачастую противоречивые запросы не просто услышаны властью, но доносятся до властей в виде конкретных рекомендаций структур гражданского общества. Власть же со своей стороны должна либо принять профессиональные и ответственные рекомендации, либо открыто и аргументировано их отклонять. Собственно, это и означает сменить бюрократическую модель на политическую.

Такая атмосфера, по существу императив успешной модернизации. Некоторые социологические исследования показывают, что активные слои и группы людей ориентируются на традиционные ценности и ценности демократии и не приемлют другого характера власти. В то же время без научно-технической, предпринимательской, менеджерской, социальной, да и политической активности этих групп нет никаких шансов на успех модернизации и развития нашей страны.

Демократичная атмосфера взаимодействия власти и общества базирующаяся на законности и справедливости - самоценна, и инструментальна.  Она создает доверие к действиям власти. Это доверие необходимо для того, чтобы активные группы людей начали формировать реалистичные предложения по улучшению своего положения, по налаживанию исправно работающего механизма власти.

Формирование демократичной атмосферы, законность и социальная справедливость, в том числе формирование атмосферы доверия между обществом, властью и этносами – на мой взгляд, есть основа консолидации народов Северного Кавказа и России, а это в свою очередь позволить найти пути преодоления религиозного экстремизма и современных политических угроз.

Магомед АЛХАЗУРОВ,
депутат Парламента Чеченской Республики   14.07.2015 г.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Контакты

Парламент Чеченской Республики
364014, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Восточная, д. 48
Тел./Факс: (8712) 22 42 30
 

Яндекс.Метрика




Описание